Ты открой мне, природа, объятья,
Чтоб я слился с красою твоей!

И. Бунин

В. Г. Приезжев

 

Л. С. Медведева
"Гостиный двор" №10, 2001

Чудесный подарок

Одним из самых ярких впечатлений Владимира Георгиевича в последние годы жизни были частые встречи, тёплые отношения с поселившимся в селе Н. П. Ерышевым. Теперь было с кем поговорить о том, что более всего волновало, получить практические советы. Другое дело, насколько советы высочайшего профессионала были приемлемы для наивного художника-любителя с его цельной художественно-образной системой..,
Занятия искусством укрепили не только душевное, но и физическое здоровье; постепенно расширился крут его забот, а ведь как их много в сельском-то доме: и огород, и какая-никакая живность, и сам дом... Жизнь наполнилась не просто смыслом, а новым ароматом, новым цветом. Но обманчиво в природе второе цветение и скоротечно.
Вот и Владимир Георгиевич чересчур увлёкся, обнадёжился, перестал считаться с болезнью, взялся за строительство, а тут ещё пошли заказы на его работы, как отказать хорошим людям?.. Конечно, самому автору вряд ли было интересно повторять на продажу понравившиеся «клиентам темы и сюжеты, да что поделать - дороги нынче и кисти, и краски, и холст, и рамы.
И вот в это – то время - в разгар трудов и забот, среди планов, надежд, мечтаний - и застиг его нечаянный конец: на бегу, на лету, сразу. Остались картины - у родных, у близких, у покупателей, в Областном музее изобразительных искусств. В произведениях Приезжева - его радость от общения с природой, деликатность его натуры, чувство меры и вкуса, щедрость души... И несётся лихая тройка по заснеженной дороге мимо дивной красоты церкви в селе Андреевке, сияющей бело-коричневыми изразцами («Масленица»), высок накал чувств в картине с изображением нападения волков - серые скользящие фигуры ощетинившихся хищников, кольцом окруживших испуганных седока и лошадей, белая снежная дорога, застывшие в инее деревья, своим покоем, тишиной усиливающие драматизм сюжета («Волки). Романтические ноты, вообще свойственные Приезжеву, здесь особенно отчётливы, как, впрочем, и в другой его работе «Охотник» - с мощной зелёной волной тростников на первом плане, напоминающих тропические заросли, с алеющим небом, отразившимся в зеркале озера.
Центричность композиции, кулисность построения работ, несколько «игрушечные» фигуры охотников, лошадей, развёртывание планов не в глубину, а по горизонтали, душевное равновесие, созерцательность, сохраняемые и при внешней динамике действия - всё это делает возможным отнести работы Приезжева к наивному искусству. Художник интуитивно добивается гармонического соединения всех конструктивных и живописных элементов в картине. Отсюда такая свобода, радость от самого творческого процесса...
Его талант был востребован, картины нравились людям, их можно увидеть в сёлах Саракташского района (в Петровском, Спасском, Бурунче), в музее Саракташского завода «Коммунар», в Оренбургском областном музее изобразительных искусств, они выставлялись и на зональной выставке художественного творчества «Урал - Западная Сибирь» в 1990 г.. и, уже после смерти в 1996 г., на выставке художников-любителей в Саракташе.

Владимир Георгиевич Приезжев

На вопрос, пишет ли он с натуры, Приезжев, улыбнувшись, ответил: «Попробовал - не получилось, стесняюсь прохожих... В этом была доля правды, но только доля, - просто при работе с натурой неисчислимое множество деталей, мелочей мешают цельному, обобщённому восприятию, что есть непременное условие создания художественного образа. Память же художника уже произвела отбор: несущественное забылось, ушло, осталось лишь главное, составляющее душу природы. Работа над картинами снова наполнила жизнь трудами, заботами, радостью, она и болезнь отодвинула, потеснила. Всё, что он любил, вернулось к нему в его произведениях: и яркое, умытое солнце восхода, и сочные стебли тростника речной заводи, и свист крыльев взметнувшихся в небо уток.
Красота природы много всего говорила его сердцу, многолетняя работа агрономом предопределила постоянство общения с ней (не случайно его увлечение в семидесятые годы фотографией, преимущественно пейзажными снимками). Его жена, Зинаида Ивановна, вспоминает «Рисовал он больше картины о природе, такие как «На зорьке, «Лось», «Рыбалка. «С удачной охоты. О нём можно сказать: «человек, влюблённый в природу. Он и песни-то пел такие, в которых были слова о природе: «Степь да степь кругом». «Выходил на поля молодой агроном», «Журавли»...»

 

E-mail:
gkrivobok@yandex.ru

Наш адрес: 462137, Оренбургская область, Саракташский район, село Петровское, улица Школьная,13.
Телефон: (35333) 25-3-47