|
|
В. Г. Приезжев
|
|
Л. С. Медведева
"Гостиный двор" №10, 2001
Чудесный подарок
Одним из самых ярких впечатлений Владимира Георгиевича в последние годы
жизни были частые встречи, тёплые отношения с поселившимся в селе Н. П.
Ерышевым. Теперь было с кем поговорить о том, что более всего волновало,
получить практические советы. Другое дело, насколько советы высочайшего
профессионала были приемлемы для наивного художника-любителя с его цельной
художественно-образной системой..,
Занятия искусством укрепили не только душевное, но и физическое здоровье;
постепенно расширился крут его забот, а ведь как их много в сельском-то
доме: и огород, и какая-никакая живность, и сам дом... Жизнь наполнилась
не просто смыслом, а новым ароматом, новым цветом. Но обманчиво в природе
второе цветение и скоротечно.
Вот и Владимир Георгиевич чересчур увлёкся, обнадёжился, перестал считаться
с болезнью, взялся за строительство, а тут ещё пошли заказы на его работы,
как отказать хорошим людям?.. Конечно, самому автору вряд ли было интересно
повторять на продажу понравившиеся «клиентам темы и сюжеты, да что поделать
- дороги нынче и кисти, и краски, и холст, и рамы.
И вот в это – то время - в разгар трудов и забот, среди планов, надежд,
мечтаний - и застиг его нечаянный конец: на бегу, на лету, сразу. Остались
картины - у родных, у близких, у покупателей, в Областном музее изобразительных
искусств. В произведениях Приезжева - его радость от общения с природой,
деликатность его натуры, чувство меры и вкуса, щедрость души... И несётся
лихая тройка по заснеженной дороге мимо дивной красоты церкви в селе Андреевке,
сияющей бело-коричневыми изразцами («Масленица»), высок накал чувств в
картине с изображением нападения волков - серые скользящие фигуры ощетинившихся
хищников, кольцом окруживших испуганных седока и лошадей, белая снежная
дорога, застывшие в инее деревья, своим покоем, тишиной усиливающие драматизм
сюжета («Волки). Романтические ноты, вообще свойственные Приезжеву, здесь
особенно отчётливы, как, впрочем, и в другой его работе «Охотник» - с
мощной зелёной волной тростников на первом плане, напоминающих тропические
заросли, с алеющим небом, отразившимся в зеркале озера.
Центричность композиции, кулисность построения работ, несколько «игрушечные»
фигуры охотников, лошадей, развёртывание планов не в глубину, а по горизонтали,
душевное равновесие, созерцательность, сохраняемые и при внешней динамике
действия - всё это делает возможным отнести работы Приезжева к наивному
искусству. Художник интуитивно добивается гармонического соединения всех
конструктивных и живописных элементов в картине. Отсюда такая свобода,
радость от самого творческого процесса...
Его талант был востребован, картины нравились людям, их можно увидеть
в сёлах Саракташского района (в Петровском, Спасском, Бурунче), в музее
Саракташского завода «Коммунар», в Оренбургском областном музее изобразительных
искусств, они выставлялись и на зональной выставке художественного творчества
«Урал - Западная Сибирь» в 1990 г.. и, уже после смерти в 1996 г., на
выставке художников-любителей в Саракташе.
1 2 Картины
В. Г. Приезжева.
С. А. Варламов /
В. Г. Игошин / Н. П. Ерышев
/ В. Г. Приезжев / Н. А.
Крашенинников / Ф. Кадыков
|
На вопрос, пишет ли он с натуры, Приезжев, улыбнувшись,
ответил: «Попробовал - не получилось, стесняюсь прохожих... В этом была
доля правды, но только доля, - просто при работе с натурой неисчислимое
множество деталей, мелочей мешают цельному, обобщённому восприятию, что
есть непременное условие создания художественного образа. Память же художника
уже произвела отбор: несущественное забылось, ушло, осталось лишь главное,
составляющее душу природы. Работа над картинами снова наполнила жизнь трудами,
заботами, радостью, она и болезнь отодвинула, потеснила. Всё, что он любил,
вернулось к нему в его произведениях: и яркое, умытое солнце восхода, и
сочные стебли тростника речной заводи, и свист крыльев взметнувшихся в небо
уток.
Красота природы много всего говорила его сердцу, многолетняя работа агрономом
предопределила постоянство общения с ней (не случайно его увлечение в семидесятые
годы фотографией, преимущественно пейзажными снимками). Его жена, Зинаида
Ивановна, вспоминает «Рисовал он больше картины о природе, такие как «На
зорьке, «Лось», «Рыбалка. «С удачной охоты. О нём можно сказать: «человек,
влюблённый в природу. Он и песни-то пел такие, в которых были слова о природе:
«Степь да степь кругом». «Выходил на поля молодой агроном», «Журавли»...»
|